Система светосигнального оборудования представляет собой совокупность светосигнальных огней и приборов, предназначенных для осуществления взлёта, захода на посадку, посадки и руления самолётов. В первую очередь в тёмное время суток и в условиях ограниченной или плохой видимости. По утверждённым Федеральным агентством воздушного транспорта правилам посадка, взлёт и руление самолётов на территории аэродрома с неработающей светосигнальной системой запрещены.
Представители отрасли задолго до нового витка санкционной войны периодически предлагали Правительству РФ устранить критическую зависимость рынка от иностранных поставщиков. Ещё в 2020 году сотрудники компании «Аэросвет» на встрече с руководством Росавиации сообщили, что зарубежным ССО снабжён 81 процент отечественных аэропортов. Российские системы установлены в основном на севере страны.
Западное оборудование до весны этого года было представлено на российском рынке в основном тремя производителями: ADB (Бельгия), Idman (Финляндия) и Transcon (Чехия), а также, в незначительной степени, турецкими предприятиями. Безусловный лидер по объёму обслуживания – Transcon – присутствует более чем в половине отечественных аэродромов и аэропортов (свыше 100).
Работники отрасли сообщили «Октагону», что после объявления новых санкций из России ушли ADB и Idman.
Прекратил прямые поставки и Transcon – перспективы его дальнейшего сотрудничества с российскими контрагентами вызывают опасения.
На днях одна из ведущих компаний сферы официально проинформировала Правительство, что «в связи с беспрецедентным санкционным давлением» чешское предприятие «не только прекратило поставки своей продукции в РФ, но и отказалось обслуживать уже имеющееся оборудование». Этот шаг «влечёт за собой риск отказа светосигнальных систем и отключения уже работающих в результате внешнего вмешательства». В связи с этим «возникла критическая уязвимость безопасности пассажиров воздушного транспорта на аэродромах и аэропортах нашей страны».
«Данное обстоятельство ставит под угрозу реализацию федеральных программ по развитию аэропортов и аэродромов, поскольку на практике применяется проектная документация чешской продукции, прошедшей в своё время государственную экспертизу», – говорится в обращении российских бизнесменов.
Авторы письма предложили заменить оборудование и программное обеспечение «из недружественных стран» на отечественные аналоги.
В анонимных разговорах с «Октагоном» участники рынка подтверждают, что слухи о прекращении деятельности чешской компании в России ходят с весны. Однако речь, скорее всего, идёт о прямых поставках. Из-за недружественной позиции чешских властей Transcon изменил логистическую схему и начал завозить оборудование через продолжающую поддерживать отношения с РФ Сербию.
– Transcon никуда с российского рынка не ушёл, поставки идут в штатном режиме. Оборудование мы также обслуживаем и будем обслуживать дальше, – прокомментировали в российском представительстве организации.
Также не возникает проблем с эксплуатацией оборудования, о чём изданию сообщили в пресс-службе Международного аэропорта Шереметьево, где установлено ССО производства Transcon.
«Светосигнальное оборудование указанного производителя функционирует в аэропорту Шереметьево в стандартном режиме. Плановое обслуживание оборудования, установленного на аэродроме Шереметьево, осуществляют, как и ранее, специалисты АО “МАШ”».
Пресс-служба Международного аэропорта Шереметьево
В августе этого года в международном аэропорту Иркутска в рамках реконструкции взамен советского светосигнального оборудования также было установлено ССО чешского производства. Как поясняли в пресс-службе аэропорта, администрация «приняла решение не экономить на безопасности и заменить старое оборудование на новое». На модернизацию световых огней было направлено 144 млн рублей.
Несколько месяцев назад чешская компания локализовала производство в России. Организации передали права на сервисное обслуживание и комплектацию оборудования. По словам участников рынка, Transcon пошёл на это, чтобы соответствовать условиям, касающимся импортозамещения.
Сейчас в российском филиале проводится обучение сотрудников, ведутся консультации. Материнская компания продолжит заниматься отвёрточной сборкой и поставлять комплектующие в Россию, пока процесс на местном предприятии не будет отлажен полностью.
С обслуживанием оборудования двух других покинувших российский рынок компаний сложилась более напряжённая ситуация. Отечественные аэропорты и аэродромы, по словам специалистов сферы, пытаются завозить необходимые комплектующие через третьи страны.
С Idman проще: их продукция представляет собой аналог ССО, производимого Transcon, поэтому чешская компания поставляет то, что не удаётся закупить у финнов. Часть деталей производят и продают российские организации. С ADB сложнее. Оборудование этой фирмы частично заменяют Transcon и отечественные производители, но по многим позициям аналогов нет.
Как рассказал собеседник издания, в частности, один из столичных аэропортов, где установлено бельгийское ССО, сейчас испытывает трудности с его заменой.
– Линейка ССО достаточно обширная. Помимо огней, в неё входят трансформаторы, коннекторы, другие мелочи, но важные. Вопрос – качество производства. Одно дело – иностранные трансформаторы, другое – российские. Наши производители ещё не дошли до уровня международных компаний по качеству, – отмечает источник.
В открытом письме генеральный директор «Аэросвета»
Олег ТолстыхПредупреждал, что без мер господдержки российские производители ССО постепенно потеряют возможность не только разрабатывать инновационные изделия, но и своевременно поставлять комплектующие из текущего ассортимента.
«Недостаток заказов и, как следствие, финансов приводит к сокращению заводских площадей, рабочих мест, снижению производственных оборотов и увеличению сроков изготовления. Чтобы быстро сделать светосигнальное оборудование, нужно иметь стратегический запас всех необходимых деталей. Но это невозможно, если нет потока заказов», – писал Олег Толстых.
При этом большинство опрошенных «Октагоном» экспертов считает, что торопиться с «наведением порядка» в сфере авиационного ССО в пользу отечественных компаний нельзя: это может привести к большим проблемам, чем потенциально сохраняющееся присутствие на рынке иностранного оборудования.
«Аэропорты знают иностранное оборудование, обучены его эксплуатации, а замена – это переобучение и дополнительные затраты аэропорта. И, что очень важно, это может повлиять на скорость устранения неисправностей при аварийных ситуациях».
Олег Толстыхгенеральный директор компании «Аэросвет»
С другой стороны, в отрасли сейчас сложились объективные обстоятельства для развития, считают в Ассоциации импортозамещающих предприятий.
– В России существует множество предприятий, способных в короткие сроки заменить импортное оборудование на российское. Так, государственная корпорация «Ростех» совместно с другими производителями готова представить решение данной задачи, – убеждён генеральный директор Ассоциации импортозамещающих предприятий
Сергей Ярутин.
В холдингах «Новапорт» и «Аэропорты Регионов» на официальные запросы редакции не ответили.
Источник: (
Октагон)